Бессоюзные сложные предложения, включающие в свой состав части с несколькими основами
I. 1. Только там и есть настоящее искусство, где народ чувствует себя дома и действующим лицом; то только и есть искусство, которое отвечает на действительные чувства и мысли, а не служит сладким десертом, без которого можно обойтись. (Ст.) 2. Отовсюду сильно запахло цветами, обильная роса облила траву, соловей защелкал недалеко в кустах сирени и затих, услыхав наши голоса; звездное небо как будто опустилось над нами. (Л. Т.) 3. Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей; ласково веет навстречу ветер, и убаюкивающе звенят трели жаворонков, сливаясь с однообразным топотом копыт. (Бун.) 4. Мне невольно пришло на мысль, что ночью я слышал тот же голос; я на минуту задумался, и, когда снова посмотрел на крышу, девушки там не было. (Л.)
II. 1. Учись скромности у колоса: тот, как созреет, голову склонит. (Посл.) 2. Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. (Л. Т.) 3. Я оглянулся: в ста шагах от меня темнела роща, из которой я только что вышел. (Ч.) 4. Но чтоб не очень тосковать, чтоб перенести разлуку, я научился понимать одну жестокую науку: я научился каждый час, который родиной дается, любить как бы в последний раз, как будто больше не придется. (Кун.) 5. Лес прекрасен всегда: и в зимние дни, когда темное небо низко висит над его мохнатым снежным убором и только ягоды рябины еще кое-где пылают в серебряных чашах, и весной, когда цветет черемуха, и в жаркое лето, когда нагретый воздух пахнет смолой. (Пауст.) 6. Если бы меня спросили, что такое счастье, я бы сказал: это время, когда времени нет. (Триф.) 7. Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменит его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно. (Л. Т.)
О ДОБРОТЕ
Доброта — вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Она — тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг друга… Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку. (В. Розов.) (62 сл.)
1. Правописание безударных гласных, существительных, прилагательных, глаголов.
2. Тире между главными членами, пунктуация при однородных членах, в сложном предложении.
ОБ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ
Человек должен быть интеллигентным…
Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все- таки внутренне интеллигентным человеком…
Интеллигентность не только в знаниях, а в особенностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно не заметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой).
Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
Интеллигентность — это способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические силы. (По Д. Лихачеву.) (183 сл.)
1. Правописание безударных гласных, приставок, падежных окончаний существительных и прилагательных, глаголов, наречий.
2. Тире между главными членами, пунктуация при однородных членах.