Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце слова
(Повторение.)
Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.
1. Нужно закрыть дверь. 2. Журавль ходит по полю. 3. В неделе семь дней. 4. Я люблю читать. Читаю я каждый день.
1. Ель надела снежную шапку. 2. Дождь стучит в окна. 3. Вкусная рыба — окунь. 4. Вот и октябрь. На улице грязь.
1. Июнь был жарким. 2. Этот зверь нам не страшен. 3. Надо купить восемь метров марли. 4. Галя жарит картофель. Она хочет есть.
1. Я буду пить кисель. 2. Весь июль я был у моря. 3. Мне — мясо, а Шарику — кость. 4. У меня конь Орлик. Я буду чистить коня.
1. Кошке лень поймать мышку. 2. У меня чистая обувь. 3. Дети едут в лагерь. 4. За мартом идет апрель.
1. Здесь можно купить мебель. 2. Вот дрова и уголь. 3. Мать ждет сына. 4. Лось и олень лижут соль.
1. Путь наш был через степь. 2. Медведь умеет ловить рыбу. 3. Мышка грызет сухарь. 4. Учитель проверил мою тетрадь.
1. Тузика посадили на цепь. 2. Пора сеять морковь. 3. У нашей Мурки лезет шерсть. 4. Я буду рисовать. Мне нужны краски и кисть.
1. Уже январь. На дворе метель. 2. У дома тополь. Он весь в снегу. 3. На ветку сел снегирь. 4. Уже десять часов. Пора спать.
В парке.
Июль. Жаркий день. Дети в парке. Здесь тень. Можно бегать, прыгать, играть в мяч. Я люблю гулять в парке.
Тень.
От дома тень. От Лены тоже тень. У дома конь. И от коня тень. Иди, Маша, встань сюда. От тебя будет тень. Но Маше встать лень.
Осень.
Настала осень. Идет дождь. На улице грязь. Лена пришла из школы. Она вымыла обувь. Повесила сушить плащ. В доме тепло. Хорошо посидеть у окна, почитать книгу.
Урок.
У нас урок в зале. Мы учимся бегать, прыгать, ловить мяч. Учитель ставит нас в два ряда. Мы будем играть.
Выборочные диктанты.
Сонный мишка лег в кровать.
Только слон не хочет спать.
(А. Барто.)
Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я
Огонь зажег.
(А. Барто.)
Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
(А. Барто.)
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Все разнес по адресам.
(С. Маршак.)
Весною в нынешнем году
В зоологическом саду
Олень и лев, барсук и рысь,
И медвежата родились.
(С. Маршак.)
Жил да был на свете хорь,
На него напала хворь.
Простудился бедный зверь,
Не закрывши в норку дверь.
(Ф. Кривин.)
Рукавицам спать пора.
Пусть посохнут до утра.
(Н. Полякова.)
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята —
Их по счету ровно пять.
(С. Михалков.)
Как нитка-паутиночка,
Среди других дорог
Бежит, бежит тропиночка,
И путь ее далек.
(С. Михалков.)
В холод, в дождик и в метель
Он идет из школы.
Как у взрослого, портфель
У него тяжелый.
(А. Барто.)
Мышка-мать сказала мышке:
— Нет полезней умной книжки.
(М. Полонская.)
Самодиктанты.
Апрель, апрель!
На дворе звенит… (капель).
Марки буду собирать
И наклеивать в … (тетрадь).
Открываем календарь —
Начинается… (январь).
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
И от грязи берегусь.
Чистоплотный, серый … (гусь).
Он всю зиму в шубе спал.
Лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь — лесной… (медведь).
Солнце греет целый день.
От жары я прячусь в … (тень).
От кого, мои друзья.
Убежать никак нельзя?
Неотвязно в ясный день Рядом с нами бродит… (тень).
Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями.
Но это не кошка, смотри, берегись.
Идет на охоту коварная… (рысь).
Комментированное письмо.
1. У Лиды зубная боль. 2. Наш гость уехал. 3. У брата букварь. Брату семь лет. 4. Дождь идет уже пять дней.
1. Гусь выходит из воды сухим. 2. У тебя в тетради грязь. 3. От ветра всюду пыль. 4. Шапка стоит шесть рублей.
1. Хорь ловит мышей и птиц. 2. Вова, встань в строй. 3. Эта ель старая. 4. Цепь убрали в сарай.
1. Медведь всю зиму спит. 2. Мать будет варить суп. 3. Надо купить картофель и морковь. 4. Наш лагерь у самой реки.
1. Вчера был ясный день. 2. Он хорошо умеет петь. 3. У бобра густая шерсть. 4. Учитель открыл журнал.
1. Резиновую ОБУВЬ надо мыть. 2. Шахтер добывает уголь. 3. Огонь ярко вспыхнул. 4. Игорь хорошо рисует.
Праздник.
Мы ждем ноябрь. В школе будет праздник. У нас есть, хор. Он будет петь. Мне дали учить стихотворение. Я буду читать его. Лена и Толя будут плясать. Все хотят хорошо выступить.
Хорь.
Уходит осень. Уже ноябрь. Идет холодный дождь. Хорь нашел старый пень, Под ним он вырыл себе норку. Там сухо и тепло. Теперь хорю не страшен дождь.
Книга про зверей.
Брат купил мне книгу про зверей. В книге есть картинки. Вот бурый медведь. Это лось и олень. А это что за зверь? Нужно прочитать. Это рысь. Очень опасный зверь!
Творческие диктанты.
Мел, мель, мелко.
Хор, хорь.
Елка, ель.
Стал, сталь.
Угол, уголь.
Грязный, грязь.
Обувной, обувь.
Лагерный, лагерь.
Контрольные диктанты.
Коля.
Коле шесть лет. Он уже умеет читать. Мама купила Коле букварь. Там есть стихи. Коля любит их учить. (18 слов.)
Гуси.
Июнь. Теплый день. На пруду гуси. Гусь умеет хорошо плавать и нырять. Из воды гусь выходит сухим. Игорь гонит гусей домой. (21 слово.)
Осень.
Вот и осень. Лес голый. Идет дождь. Всюду грязь. Стал дуть холодный ветер. По улицам трудно ходить. Можно упасть. (19 слов.)
Кисель.
Мама ставит воду на огонь. Она будет варить кисель. Нужно мыть фрукты, класть сахар. Кисель готов. Ко мне идет Игорь. Мы будем пить кисель и есть вафли.
Сентябрь.
Мне семь лет. Я иду в школу. В руках у меня портфель. Там букварь и тетрадь. В школе нас ждет учитель. Мы входим в класс. (26 слов.)