О САЙТЕ
На сайте приводятся диктанты (слова, словосочетания, предложения и связные тексты) на все основные орфограммы и пунктограммы. Наименование диктантов по характеру текста — словарные, диктаты, состоящие из отдельных предложений, связные тексты — вследствие их очевидности опускается.
По орфографии сначала предлагаются словарные диктанты. На таком дидактическом материале легче усваиваются правила и механизм их применения. Словарные диктанты используются и как выборочные.
Дидактический материал, предназначенный для предупредительных, комментированных, объяснительных, а также для контрольных диктантов, не сопровождается названиями их видов, так как отличаются эти виды диктантов не особенностями текстов, а методикой их проведения. Обозначаются только такие виды диктантов, при записи которых учащиеся вносят изменения в текст.
Для творческих диктантов по пунктуации даны образцы их выполнения — варианты, обусловленные сокращением текста, его распространением или изменениями, связанными с заменой условий, которыми регулируется пунктуационная норма. реализуется пунктуационная норма. Объем материала для диктантов определяет учитель. Для этих целей могут быть использованы примеры или связные тексты, вид работы над которыми здесь не обозначен.
Для творческого диктанта иногда дается только одно предложение. Предполагается, что по образцу учитель добавит другие предложения.
Дидактический материал по каждой теме завершается текстами свободных диктантов.
Некоторые диктанты по орфографии по объему меньше, чем положено для контрольных диктантов. Это сделано намеренно: тексты для предупредительных и объяснительных диктантов должны быть меньше по объему; для контрольных диктантов текст с несколько уменьшенным количеством слов учитель дополняет словами, словосочетаниями или предложениями с нужными орфограммами с учетом материала, необходимого для повторения, и принимая во внимание уровень подготовки класса.
В связных текстах встречаются орфограммы и пунктограммы на не изученные правила. При проверке работ учащихся нарушения против таких правил исправляются, но не влияют на оценку.
Раздел «Практикум» предназначен для систематической работы по совершенствованию орфографических и пунктуационных навыков школьников и студентов факультетов русского языка и литературы.
В разделе «Практикум» приведены упражнения как на «трудные» случаи орфографии и пунктуации, так и на сравнительно простые правила письма, что позволяет выдержать единую систему русского правописания.
Упражнения размещены по возрастающей сложности и в такой последовательности, которая позволяет выполняющему их как можно чаще повторять усвоенное раньше, постоянно контролировать свои правописные навыки, устанавливать степень сознательности и автоматичности их закрепления, а следовательно, систематически повышать свою грамотность. В конце каждой части пособия, кроме специальных упражнений обобщающего характера, приводятся диктанты; они в достаточной мере насыщены орфографически и пунктуационно и могут быть использованы как для повторительного списывания, так и для проверки усвоенных навыков письма.
В качестве материала для упражнений предлагаются предложения и отрывки из произведений русской художественной литературы XIX — XX веков, но особенно широко — из произведений советских писателей; в известной мере в пособии использован материал научной и публицистической литературы. Примеры из литературы приводятся точно и полностью, без перефразировки и сокращений.
При выполнении упражнений, особенно по орфографии, следует пользоваться различного рода словарями, рекомендуемыми ниже (например, орфографическим — при выполнении заданий на правописание заимствованных и других трудных для усвоения слов; справочником, в котором приводятся трудные случаи употребления однокоренных слов, или одним из толковых словарей — при выполнении заданий на составление предложений со словами, близкими по значению или звуковому составу; словообразовательным словарем — при установлении состава слова, и т. п.).
Источники:
Диктанты по орфографии составлены В. А. Антохиной, диктанты по пунктуации и материал для повторения орфографии в 8—9-м классах, а также предисловие — Г. И. Блиновым.
В разделе «Практикум» использованы учебные материалы из книги В. П. Ковалева «Практикум по современному русскому языку».
Словари к справочники:
Орфографический словарь русского языка. Под ред. С. Г. Бархударова, С. И. Ожегова, А. Б. Шапиро, изд. 11. М., «Советская энциклопедия», 1971.
Словарь современного русского литературного языка, т. 1—17. М.—Л., Изд-во АН СССР, 1948—1965.
Словарь русского языка в четырех томах, т. 1—4. М., Гос. изд-во иностр. и национ. словарей; 1957—1961.
С. И. Ожегов. Словарь русского языка, изд. 9, исправленное и дополненное. М., «Советская энциклопедия», 1972.
Словарь иностранных слов. Под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова, Л. С. Шаумяна, изд. 6. М., «Советская энциклопедия», 1964.
Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 60-х годов. Под ред. Н. З. Котеловой и Ю. С. Сорокина. М., «Советская энциклопедия», 1971.
Слитно или раздельно? Опыт словаря-справочника. Сост. Б. З. Букчина, Л. П. Калакуцкая, Л. К. Чельцова. М., «Советская энциклопедия», 1972.
З. А. Пот их а. Школьный словообразовательный словарь, изд. 2, исправленное и дополненное. М., «Просвещение», 1964.
Краткий словарь трудностей русского языка для работников печати. Изд-во МГУ, 1968.
Ю. А. Бельчиков, М. С. Панюшева. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка.
Словарь-справочник, изд. 2. М., «Советская энциклопедия», 1969.
Л. П. Крысин, Л. И. Скворцов. Правильность русской речи.
Словарь-справочник. Под ред. С. И. Ожегова, изд. 2, исправленное и дополненное. М., «Советская энциклопедия», 1965.