Предложения с обращениями, перед которыми есть частица о
1. Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил. (П.) 2. Опять я ваш, о юные друзья. (П.) 3 О Волга!.. колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н.) 4. О снег, мягка твоя печальность. (Н. Доризо.) 5. Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать. (Ес.) 6. Ой, Днепро, Днепро, ты широк, могуч, над тобой летят журавли. (Долм.) 7. Ой ты, Русь, моя родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу. (Ес.)
Смешанные примеры
I. 1. Благословляю вас, леса, сады и рощи (Пр.) 2. Любую ношу в силах вы снести, друзья мои, товарищи, соседи! (Ис.) 3. Мне нынче хорошо и вольно с вами, охотники, крестьяне, рыбаки. (Кун.) 4. Пойте, люди, города и реки! Пойте, горы, степи и поля! (Сурк.) 5. Родная мать, отец-старик, привет сыновний свой вам шлет меньшой из пятерых по почте полевой. (Тв.)
II. 1. Здравствуйте, сосновые леса, солнечные, чистые, сухие. (Ванш.) 2. Я ближнего люблю, но ты, природа-мать, для сердца ты всегда дороже! (К. Бат.) 3. Я помню руки матерей, и я хочу, чтоб повторяли дети: «Натруженные руки матерей, святее вас нет ничего на свете!» (Рыленк.)
III. 1. Спасибо, товарищ, за помощь в бою, спасибо, родной, за работу твою. (Тв.) 2. Здравствуй, город, и здравствуй, село, здравствуй, поле и солнечный луг. (Ф. Фирсов.) 3. Разбегайтесь, ручьи, растекайтесь, лужи… (М.) 4. Простите, мирные дубравы! Прости, беспечный мир полей и легкокрылые забавы столь быстро улетевших дней! Прости, Тригорское, где радость меня встречала столько раз. (П.) 5. Ветер соленый, неси голоса! Ветер, ты вольный, раздуй паруса. (А. Блок.) 6. Так пей, каштан, лучи и соки, расти, обласканный весной, назло врагам шуми, высокий, на радость нам цвети, родной. (Земной.) 7 Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые. (П.)
IV. 1. Край мой! Солнце весеннее встретив птичьим гамом и шорохом трав, просыпаешься ты на рассвете за спиной пограничных застав. (Старш.) 2. Не пугай, зима: весна придет. (Посл.)
ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ
1. В указанных предложениях поставьте глаголы в повелительном наклонении. Перестроенные предложения запишите.
Стихнут ветры, перестанут бури. Дети берегут природу.
2. Перестройте предложение так, чтобы существительное, выступающее в роли обращения, стало подлежащим. Предложение запишите.
Приди, туча, и напои землю влагой.
3. Запишите предложение, распространив в нем обращение зависимыми словами.
Бабушка, скоро сдам экзамены и приеду к тебе на лето в деревню.
ДИКТАНТ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Дорогой друг (подруга), скоро начнется новый учебный год. Лето позади. Как оно прошло? Что останется надолго в памяти? Вот об этом хочется написать.
Продолжите письмо, по возможности используя обращения.
В ДОРОГЕ
Солнце скрылось за снеговыми хребтами и бросало последние розовые лучи на длинное, тонкое облако, остановившееся на ясном призрачном горизонте. Снеговые горы начинали скрываться в лиловом тумане. Только верхняя линия их обозначалась с чрезвычайной ясностью на багровом свете заката. Давно взошедший прозрачный месяц начинал белеть на темной лазури. Зелень травы и деревьев чернела и покрывалась росою. Темные массы войск мерно шагали и двигались по роскошному лугу. В различных сторонах слышались бубны, барабаны и веселые песни. Подголосок шестой роты звучал изо всех сил, и, исполненные чувства и силы, звуки его чистого грудного тенора далеко разносились по прозрачному вечернему воздуху. (Л. Т.) (99 сл.)
1. Правописание гласных, приставок существительных, прилагательных причастий, глаголов.
2. Пунктуация при однородных членах, обособленных определениях, в сложном предложении.