Предложения с прилагательными и причастиями, входящими в состав сказуемого
1. Я стоял очарованный, не желая нарушать этот мираж. 2. Возвратился он мокрый, посиневший, с трясущимися от холода руками (Пауст.) 3. Усталой она не выглядела. (Алекс.)
Смешанные примеры
I. 1. И каждый, защищавший Ленинград, вложивший руку в пламенные раны, не просто горожанин, а солдат, по мужеству подобный ветерану. (Берг.) 2. Русский язык — это звучный и выразительный язык, гибкий и мощный в своих оборотах, переимчивый и общительный в своих отношениях к чужим языкам. (П.) 3. Был поздний вечер, задумчивый, по-осеннему теплый. (Шукш.) 4. Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта [коростель] вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море (Аст.) 5. Сейчас, наверно, подует ветер, резкий, холодный, и размечет в клочья этот туман. (Чак.) 6. На востоке же тянулись бесконечные гребни, то курчавые, урезанные стенами мрачных скал, то плосковерхие, как бы приплюснутые. (Ф.)
II. I. Внизу проплыли сопки, покрытые розовым снегом, земля, забрызганная синеватыми каплями озер, и темно-синее холодное море, бившееся о гранитные берега. (К). Гагарин.) 2. Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, покрывающих небо, и вдруг багряным светом осветило лиловые тучи, зеленоватое море, покрытое кораблями и лодками, колыхаемое ровной широкой зыбью, и белые строения города, и народ, движущийся по улицам. (Л. Т.) 3. Ничего нет прекраснее беспредельного широкого моря, залитого лунным светом, и голубою неба, полного тихих сияющих звезд, (Арс.) 4. И подпасок, гоняющий коров, и землемер, едущий в бричке, и гуляющие — все глядели на закат (Ч.)
III. 1. Вдруг до нас донеслись какие-то странные звуки, похожие не то на вой, не то на визг, не то на ворчанье. (Арс.) 2. Воздух, пахнущий туманом, свежестью утра, листвой росистого парка, врывается в комнату. (С.-М.)
V. 1 Книги, запыленные и, видимо, принадлежащие старым хозяевам, лежали в углу комнаты. 2. Девушка пытливо осмотрела небо, глянула на темнеющие в дымке горы, улыбнулась, видимо довольная обстановкой. (Ф.) 3. Вошло несколько человек, вероятно ожидавших снаружи. (А. К. Т.) 4. И тотчас же перед моим носом возник довольно нахальный, энергичный воробей куцый, должно быть потерявший хвост в каком-то бурном конфликте. (В данном предложении вместо тире можно поставить запятую.) (Пол.)
V. 1. С деревьев, окутанных легким туманом, и с папоротников сыпались крупные брызги. (Ч.) 2. Я смотрел на пруд, залитый лунным светом, и на старый дворец на острове (Кор.) 3. Теперь Анна разглядела в углу печь, сделанную из большой железной бочки, и на плете большой чугун. (Пол.) 4. По ту сторону Оки были кусты, отражавшиеся в речном зеркале, и луга (А. Цветаева.)
VI. 1. Желтые доски спокойно лежали на воде и, увлекаемые незаметным течением, поворачивались концами к реке (Андр.) 2. Пашка порывается вперед, но, точно завороженный, останавливается. (Ф.) 3. Я полагал, что дело окончится небольшим дождем, и, убаюканный этой мыслью, заснул. (Арс.) 4. Листва была навалена горами и, нагретая солнцем, издавала скипидарный запах. (Пауст.)
VII. 1. Скоро забрезжило круглое, заросшее камышом лесное озеро, окруженное глухим лесом, сплошь розовое в закатном свете, угасавшем над зубчатыми вершинами елей. (Бонд.) 2. Мы шли обочиной дороги, сплошь покрытой бурыми прошлогодними листьями, еще не высохшими после снега. (Купр.) 3. Жаворонки, невидимые в воздухе, наполненном парами и светом, заливались над степью безотчетно-радостными трелями. (Бун) 4. Бодрым просыпается путешественник, разбуженный утренними голосами птиц, пролетевших над самой палаткой. (С.-М.)
ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ
1. Перестройте предложение: распространенное определение поставьте после определяемого слова. Запишите это предложение.
Я вышел на освещенную солнцем поляну и остановился.
2. Перестройте предложение: к определению, стоящему перед определяемым словом, придумайте второе нераспространенное определение. Поставьте оба определения после определяемого слова. Запишите перестроенное предложение.
Свежий ветер доносил глухие раскаты грома.
3. К подлежащему придумайте распространенное определение, поставьте его после подлежащего. Предложение запишите.
Бор — любимое место отдыха горожан.
ДИКТАНТ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Придумайте заглавие диктанту и продолжите его, используя по возможности предложения с обособленными второстепенными членами.
Серого разбойника, повадившегося воровать телят в одной белорусской деревне, неожиданно взяла в плен…
За ночь хищник сделал подкоп и проник в телятник. Здесь его и встретила рогами Домна, у которой накануне родилось двое малышей. Мать с таким бесстрашием ринулась на волка и так поддела его рогами, что тот оказался в выгребной яме. Опасаясь за своих телят Домна не отходила от ямы ни на шаг, трубно мычала, звала на помощь. Прибежал сторож, отвел корову на место. И поспешил на выручку пленнику, которого в темноте принял за своего пса Шарика. Спустил «Шарику» доску, но тот ни за что не хотел подниматься и почему-то сильно стучал зубами.
— Ну и сиди, характер показывай,— обиделся сторож.
А утром… (Из журнала.)
ОСЕНЬ
Дождь копошился в опавших тополевых листьях, далеко усеявших гряды, и был он здесь слышнее, чем в поле. Огород уже перекопан и истоптан, но на одной грядке еще матово голубели крепкие студеные кочны, и свежо и остро пахло поздней капустой, а еще горьковатым палым листом и посыревшей усталой землей, отработавшей свое. На старом подсолнухе, забытом у межи, предзимне тинькала синица. Прицепившись к его поникшей растрепанной голове, она теребила пустую жухлую решетку. И тоже было хорошо видеть этот живой и неунывающий желто-зеленый комочек бытия. (Е. Носов.) (82 сл.)
1. Правописание безударных гласных, приставок, существительных, прилагательных, причастий, наречий.
2. Пунктуация при однородных членах, обособленных оборотах, сравни тельных оборотах, в сложном предложении
ПОСЛЕ ВОЯ
Все поле впереди и сзади окопов было, словно язвами, покрыто желтыми, круглыми, различной величины воронками, окаймленными спекшейся землей. Косые просеки, проделанные в саду бомбами и загроможденные поваленными и расщепленными деревьями, обнажали стены, ранее сокрытые ветвями, и крыши хуторских домов, и все вокруг выглядело теперь необычно, ново, дико и незнакомо.
Неподалеку от окопа Звягинцева зияла крупная воронка, у самого бруствера лежало до половины засыпанное землей, погнутое и отсвечивавшее рваными металлическими краями хвостовое оперение небольшой бомбы. Но почти всюду над стрелковыми ячейками уже курился сладкий махорочный дымок, слышались голоса бойцов, а из пулеметного гнезда, оборудованного в старой, полуразрушенной силосной яме, доносился чей-то подрагивающий веселый голос, прерываемый взрывами такого дружного, но приглушенного хохота, что Лопахин, пройдя мимо, улыбнулся, подумал; «Вот чертов народ какой неистребимый!..»
Кто-то там, в просторном окопе, смеялся устало и тонко, но безостановочно, словно его, связанного, усердно щекотали. Лопахин, все еще улыбаясь, миновал пулеметчиков и, обходя воронки, догнал связного. (По М. Шолохову.) (150 сл.)
1. Правописание безударных гласных, причастий, наречий, слитное и раздельное написание частицы не.
2. Пунктуация при однородных членах, обособленных определениях, деепричастных и сравнительных оборотах, в сложном предложении и в предложениях с прямой речью.
СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ
РЕКА, С КОТОРОЙ Я ДРУЖИЛ
Она не похожа на большие и сильные реки. Она не вращает турбины электростанций. По ней не ходят большие пароходы, как, впрочем, и маленькие.
Она добрая — моя река. Утром, когда с берега, остывшего за ночь, ступаешь в воду, она ласкает тебя теплой волной.
Бывает, нырнешь к коряге, прижмешься к просвету между корнями и смотришь, пока воздуха хватает. Под корягой в мутном свете движутся, шевеля усами, таинственные черные раки или окунек встанет перед самым стеклом, удивленно выпуча глаза, и тихо-тихо, словно ветрами, обмахивается, дрожит плавниками, задумчиво пуская ртом пузыри.
А как красива моя река в утреннем тумане, слегка розовом от первых лучей солнца!.. Или осенью, когда ее хрустальные струи настолько прозрачны, что можно видеть дно, будто золотим выложенное опавшими листьями. Словно горсть серебра, оброненная кем-то, стайка мальков у самого дна.
Моя река не любит хвастунов, широко разводящих руками, показывая размер улова.
Бывает, она сердится, тяжело хлопая серой волной в фанерный борт лодки. Бывает, веселится, шумно летя с плотины, кипя множеством водоворотов у ее подножья, а зимой одевая жемчужным ожерельем прибрежные кусты.
Я люблю ее, нежно расчесывающую зеленые пряди водорослей, люблю дремлющую подо льдом, люблю сердитую и серую. Не беда, что не на всех картах прочтешь ее имя. Ведь это в конце концов не так уж важно. (В. Печкур.) (206 сл.)
1. Правописание безударных гласных, окончаний прилагательных, причастий, глаголов, частицы не.
2. Пунктуация при вводных словах, обособленных определениях, деепричастных оборотах, в сложном предложении.