Пунктуация при однородных членах
I. I. Внимательно, неутомимо, упрямо изучайте язык. (М. Г.) 2. Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России. (Г.) 3. Мы толковали о посеве, об урожае, о крестьянском быте. (Т.)4. Крив, сложен, извилист путь к намеченной вершине. 5. Сегодня утро вышло серое, теплое, в лужах. (Пришв.) 6. Над полями вечерняя зорька горит, алой краской рожь покрывает. (Ник.)
II. 1. Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. (Пауст.) 2. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. (Посл.) 3. На смелого собака лает, а трусливого кусает. (Посл.) 4. Наука хлеба не просит, а сама хлеб дает. (Посл.) 5. Человек тверже стали, но нежнее цветка. (Посл.) 6. Не по словам судят, а по делам. (Посл.) 7. День был осенний, серый, но тихий, теплый. (Т.) 8. Погода была прелестная, но больше дождливая, пасмурная. (Арс.) 9. Звезды высоко, но не ярко блестели на небе. (Л. Т.)
III. 1. Осенней свежестью, листвой и плодами благоухает сад. (Вун.) 2. Луна сияет с небесной вышины и тихий табор озаряет. (П.) 3. Леса, луга поемные, ручьи и речки русские весною хороши. (Н.) 4. Жужжание, песня, трескотня со всех сторон неслись и утопали в сиянии голубого дня. (Ник.) 5. Камыши стояли неподвижно и как будто дремали. (Арс.) 6. От сада веяло свежестью и тишиной. (Т.) 7. Падающий снег начинал закрывать все предметы и белой пеленой одевал землю. (Акс.) 8. Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу. (М. Г.) 9. В небе ярко сверкнула первая звездочка, и в окнах домов замелькали огоньки. (Гонч.)
IV . 1. Старик всегда был весел и всегда говорил шуточками и прибауточками. (М. С.) 2. Солнечный жар и блеск сменились прохладой ночи и неярким светом молодого месяца. (Л. Т.) 3. В свободное время я читаю газеты и журналы и занимаюсь гимнастикой.
V. 1. Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня (Т.) 2. Еще с рассвета люди из ближайших сел несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мед. (Фад.) 3. В мешке дорожном простые вещи: две майки, мыло, порошок. (Бок.) 4. Пишут только втроем: разум, чернила да перо. (Посл.) 5. Все было серо: небо, дым над крышами, самый воздух. (Пауст.) 6. У нас здесь всякие грибы есть: и груздочки, и белые, и подосиновики. (С.-Щ.)
ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ
I. Последний член предложения, стоящий в ряду однородных членов, присоедините к предыдущему союзом и. Перестроенные предложения запишите.
1. Уже улетели на юг ласточки, скворцы, грачи, журавли. 2. Вокруг школы посажены разные деревья: береза, клен, липа, тополь, рябина.
II. Продолжите предложение, подобрав к обобщающему слову однородные члены.
В парке слышались голоса певчих птиц:
III. Подберите обобщающее слово к однородным членам и поставьте его перед ними. Перестроенное предложение запишите.
Оркестр сыграл вальс, мазурку, польку.
СКРИПКА
Современная скрипка один из главных инструментов симфонического оркестра.
Первые скрипки появились во Франции и Италии. Вскоре их стали изготовлять по всей Европе. Но лучшими скрипками славилась Италия. Их изготовляли выдающиеся мастера А. Страдивари, П. Амати, А. Гварнери. Их скрипки из хорошо высушенных, покрытых лаком пластинок ели и клена до сих пор отличаются великолепным звуком с удивительно богатой тембровой палитрой. На инструментах этих гениальных мастеров играли и поныне играют выдающиеся скрипачи.
Скрипка имеет четыре струны , каждая из которых обладает своей неповторимой окраской. По своим техническим возможностям скрипка — самый подвижный и гибкий инструмент среди смычковых. (Из журнала.) (91 сл.)
1. Правописание согласных и согласных в корне; падежные окончания существительных и прилагательных.
2. Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах.