Пунктуация в предложениях с обобщающими словами при однородных членах
I. 1. Смех, крики, ропот, шум и ржанье — все дышит буйством и войной. (Л.) 2 Ни дерево, ни вода — ничто не шелохнется. (Т.) 3. На красноватой траве, на былинках, на соломинках — всюду блестели и волновались бесчисленные нити осенних паутин. (Т.) 4. И утесы, и море, и горы, и берег — все это приняло одну общую не то черную, не то серую окраску. (Арс.) 5. Футбол, хоккей — этими видами спорта увлекается большинство школьников. 6. И девичье личико, и солнце, и тени и быстрая речка — все было так прелестно в это милое утро. (Бун.)
II. 1. Все волновало нежный ум: цветущий луг, луны блистанье, в часовне ветхой бури шум, старушки чудное преданье. (П.) 2. Все путь ему: болото, бор, кусты, утесы и овраги. (П.) 3. Хочется броситься на траву, отдохнуть: от дум, от дорог, от усталости. (Абр.) 4. В окна проникал свет: то ли сияние неба, то ли сияние озера. (Яш.) 5. Загорелое его лицо было типично для туземцев: выдающиеся скулы, маленький нос, глаза с монгольской складкой век и широкий рот с крепкими зубами. (Арс.) 6. С опытным проводником нам не страшно ничто: ни броды через бурные реки, ни завалы, ни сплошная тайга, ни переправы. (Ф.) 7. Вдруг все вокруг стало для меня дорого: и это серое выцветшее небо, и лесистые бугры, и застывшие в вечном поклоне ели, и голодный беркут. (Ф.) 8. Только слышно — на улице где-то одинокая бродит гармонь: то пойдем на поля, за ворота, то обратно вернется опять, словно ищет в потемках кого-то и не может никак отыскать. (Ис.) 9. Тут Соловей являть свое искусство стал: защелкал, засвистал на тысячу ладов, тянул, переливался… (Кр.) 10. Небо становилось разноцветным: белесое, розовое, красное, малиновое. (Лип.) 11. Повсюду в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах — происходили шумные разговоры. (Гарш.)
III. 1. Рядом находились: погреб с просевшей погребицей, бревенчатый амбарчик, сарай с покосившимися воротами, а за ним — десяток низкорослых яблонь. (Богом.) 2. На месте постройки лежали: кучи битой щебенки, цемент, груды плоских камней. (Ф.) 3. Здесь, кроме дубов, растут: черная и белая береза, китайский ясень, орех, клен, пихта, пробковое дерево, тис, акация, осина и липа. (Арс.)
IV. 1. В мелколесье много прелести. Юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и береза — растут дружно и тесно. (Пауст.) 2. Лиственные деревья: осины, ольха, березки — еще голы. (Сол.) 3. Посаженные заботливыми родственниками деревца: клен, тополь, акация, а также дикорастущий терн — зеленели приветливо и свежо. (Ш.) 4. Все, к чему приходилось прикасаться, топор, котелок, ветки,— было ледяное и обжигало пальцы. (Пауст.)
V. 1. Лоси и медведи, волки и лисы, многие другие звери водятся в наших лесах. 2. И по горам и по долам все спит. 3. В лесу и на полях все было занесено снегом. 4. Брали слово и старшие и помоложе, бригадиры и просто колонисты. (Мак.)
Смешанные примеры
1. Еще дальше и вода, и берег, и тучи — все сливалось в непроницаемый мрак (Л. Т.) 2. В душе моей сменилось два чувства: злоба к собаке, что она меня так напугала, и радость, что возвратилась. (Арс.) 6. Куда ни глянешь, всюду кругом мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветках деревьев. (Арс.)
4. Он слышал все в этот час: всякий шорох утра, каждый запах, веявший с поля, шелест ЗЕМЛИ, размываемой колесом, посвист птичьего крыла над самым ухом. (Леон.) 5. Белые облака, бор, тянущийся по обеим сторонам дороги, шум горной реки, текущей невдалеке,— все это не могло не радовать глаз и слух путешественника. 6. И лошади, равнодушно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепающие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, казавшиеся в тумане очень высокими,— все было мне особенно мило и значительно. (Л. Т.) 7. На песках все свое, особенное: и травы, и кустарники, и птицы, и насекомые. (Пауст.)
ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ
1. Запишите предложение, опустив обобщающие слова при однородных членах.
В Саяно-Шушенском заповеднике водятся разные звери: бурые медведи, лоси, олени, косули, маралы, росомахи.
2. Прослушайте предложение. Придумайте к однородным членам обобщающее слово, поставьте его перед однородными членами. Запишите предложение.
Осина, ольха, березки еще голы.
3. Перестройте предложение так, чтобы перед однородными членами можно было поставить двоеточие. Запишите его.
В Западных Саянах встречаются такие редкие, исчезающие животные, как алтайский улар, красный волк, сибирский козерог, длиннохвостый хомячок.
4. Перестройте предложение так, чтобы сказуемое с зависимыми словами стояло после однородных членов. Запишите его.
В наших краях нередки растения, губительные для насекомых: багульник, белена, одуванчик, некоторые виды ромашки.
5. Запишите предложение, поставив обобщающее слово после однородных членов.
Растения: черемуха, бузина, горчица, петрушка — воздействуют на насекомых своими летучими веществами — фитонцидами.
СЛОВО О СЛОВАХ
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет..
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
(В. Солоухин) (75 сл.)
1. Правописание безударных гласных, приставок, глаголов.
2. Пунктуация при однородных членах, обращениях, деепричастных оборотах, в сложном предложении.
ДИКТАНТ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Продолжите рассказ о зимующих птицах и расскажите, как вы им помогаете перенести голодное время года. Озаглавьте текст.
В северных и средних широтах страны идет массовый отлет птиц. В любое время суток можно наблюдать стаи перелетных странниц. Вот летят журавли, и слышится их прощальное курлыканье. Огромные стаи грачей кружат над полями и медленно подвигаются на юг. Как далек их путь!
Многие птицы остаются на зиму и ведут оседлый образ жизни. Совсем не улетает на юг большая синица. Эти птицы уничтожают массу вредителей: златогузок, долгоносиков и гусениц…
ЖИТЬ ПО ПРАВДЕ
Если для повышения уровня культуры и ее престижа в стране потребуются многие годы, то, может быть, нравственность можно воспитать быстрее и с меньшими затратами?
Повысить престиж нравственности это же так важно!.. И вот что мне пришло на ум: а если, не создавая никакого нового общества, не организуя душеспасительных лекций и не собирая митингов, просто предложить: «Товарищи дорогие, давайте скажем каждый себе: я буду жить по правде. Не лгать, не обманывать, не прибегать к хитростям для получения каких то благ, не интриговать, не склочничать, быть скромным, жить только трудом — хотя бы и тяжело, но зато с легким сердцем и с необремененной совестью».
И самое главное: не скрывать этого желание от других, а объявлять всем об этом, никого не агитируя, не призывая, действуя только личным примером…
Каждый начнет сам и постарается прожить всю жизнь под звездой чести и достоинства. Изберем себя в одиночку: каждый себя и навсегда. (По Д. Лихачеву.) (148 сл.)
1. Правописание безударных гласных, окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глагола, частицы не.
2. Пунктуации при однородных членах, деепричастных оборотах, в сложном предложении; знаки препинания при прямой речи.
ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ЗИМЫ
Серебрятся на солнце воздушно-пышные сугробы. Затихли капели предзимья, и водворилась торжественная тишина зимнего покоя. Только снег под шагами уходящего старика года завел скрипучий разговор. Первый холод.
Декабрь еще не самый холодный месяц, но частенько налетают вьюги в сердито-буранную пору. Подходит к концу старый год. И в снежных вихрях, словно на светлопушистых крыльях белой стаи голубей, мчится грядущий новый год.
«Году конец — зиме начало»,— говорят о декабре. Декабрь по народному календарю — годопроводец, по-русски — студень, стужайло, холодень. По народному календарю первые крепкие «Никольские» морозы начинаются с 19 декабря. (Д. Зуев.) (90 сл.)
1. Правописание гласных и согласных, приставок, сложных слов, прилагательных, глаголов.
2. Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, сравнительных оборотах, при прямой речи, в сложном предложении.
ПОДВИГ — ЭТО ВЕРШИНА ТРУДА
Я знаю многих героев войны, и их храбрость, их героизм были неразрывно связаны с упорной физической и нравственной закалкой, со страстным накоплением знаний, мастерством, переходящим в степень искусства, виртуозности. И я много раз убеждался в том, что храбрость без закалки все равно что холостой выстрел.
Мало одного энтузиазма, одного желания стать героем может хватить порой только на короткую вспышку смелого действия, может быть, на достойную гибель, но не на долгую, упорную борьбу. Потому что борьба это труд, а во всяком труде нужен навык.
Думаю, что все сказанное относится не только к летчикам, подводникам, геологам, полярникам — к людям так называемых романтических профессий. Подвиг на любом посту, в любой работе требует смелости и колоссального напряжения сил.
На каком бы участке жизни ни были совершены подвиги: в сражении или на стройке, на заводе или на ферме, в научно-испытательской лаборатории или в медицинской клинике, в подвигах есть общая черта, подвиг — это вершина огромного труда, напряженного и многогранного. (По И. Кожедубу.) (167 сл.)
1. Правописание непроизносимых согласных, окончаний существительных, прилагательных, глаголов, частиц не — ни.
2. Употребление тире между главными членами, пунктуация при однородных членах, причастных оборотах, приложениях в сложном предложении.
БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ
Вся природа и самая малая часть ее: дерево в сквере, ромашковая поляна среди домов нового микрорайона — все это принадлежит всем нам. Мы все хозяева пригородных лесов и лесопарков, речек и прудов — всего живого, прекрасного естественного украшения земли. Но если мы хозяева, то, несомненно, и защитники, ибо нельзя только владеть, не платя за добро ответным добром. Бездумно спиленный тополь, затоптанный сад, «безразмерный» букет лесных цветов, какой нередко приносят с прогулки, выловленная рыбная молодь в речушке — все это удар по запасам природных богатств, которые — увы! — не безграничны. В больших городах и вблизи них вопрос стоит особенно остро: тут каждое дерево — это наше с вами дыхание, следовательно, здоровье.
Никакими декретами и законами не оградить природу от ущерба, если каждый из нас не осознает простой истины: нанося вред окружающей среде, мы тем самым вредим самим себе. (В. Ткаченко.) (134 сл.)
1. Правописание приставок.
2. Знаки препинания при однородных членах; тире между главными членами; запятая в сложном предложении и для выделения деепричастного оборота.
СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ
ОРЕЛ-КАРЛИК
Кроме роста и голоса, у этой птицы все орлиное: внешность и перо, осанка, взгляд и поведение, и гнездо построено, как у больших орлов: в развилке самого крепкого в лесу дерева, из толстых веток, а не из прутиков. Гнездо служит орлиной паре много лет, и она возвращается к нему даже в те годы, когда не бывает у нее птенцов. Орлица заметно крупнее орла, а голос у обоих кажется одинаковым: звонкий и даже певучий. В паре обе птицы могут быть одинаковой расцветки. Но нередко у карликов бывает так, что у одного в семье обычно бурая, орлиная окраска, другой издали кажется совсем белым, и только полетные перья в крыльях черные.
Его можно было бы назвать лесным орлом, потому что его полет среди деревьев так же маневрен, как у ястреба-тетеревятника, и он, так же как ястреб, может уверенно напасть на сойку, горлицу, дрозда или птицу поменьше и поймать их. Но чаще видишь этих орлов, парящих над полями, над склонами широких стенных балок, где они высматривают другую добычу: взрослых и молодых сусликов, полевок, ящериц. (Л. Семаго.) (172 сл.)
1. Правописание безударных гласных, приставок, окончаний глаголов, союзов, частиц.
2. Пунктуация при однородных членах, в сложном предложении.