Раздельное написание не с деепричастиями
I. 1. Листва берез висит не шелохнувшись, роса стекает по белым стволам. (Пауст.) 2. Кто-то не спеша шел по аллее. (Ч.) 3. Левинсон слушал, не вмешиваясь. (Фад.) 4. Тихо и уютно в музее. Можно не спеша пройтись по светлым комнатам с крашеными иолами, не торопясь рассматривать экспонаты. (Чешк.) 5. Эти звезды кругом точно все собрались, не мигая, смотреть в этот сад. (А. Фет.) 6. Кто вас, детки, крепко любит, кто вас нежно так голубит, не смыкая ночью глаз, все заботится о вас? Мама дорогая! (Плещ.)
II. 1. Метелица свирепо осадил жеребца перед самым носом мальчишки, едва не задавив его. (Фад.) 2. Ничего не соображая от ужаса Гаврик бросился вперед. (Кат.) 3. Отец велел, не останавливаясь в гостинице, ехать прямо на пристань. (Кат.) 4. Путешественники уснули у костра, не дожидаясь ужина. (Алд-Сем.) 5. Морская ширь полна движенья. Она лежит у наших ног. И, не прощая униженья, с разбега бьется о порог. (М.) 6. Они сидели, ничего не говоря, прислушиваясь к свистам и крикам, затихающим в отдалении. (Кат.) 7. Затем он [Петя] стал с жаром рассказывать о путешествии, не жалея красок. (Кат.) 8. Якутия — самое холодное место на земле, не считая Антарктиды. (В. Истомин.)
III. 1. Недоумевая, Ольга остановилась, осмотрелась, прислушалась. (Гайд.) 2. Медсестра, негодуя, вбежала в палату. (В. Костин.)
ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ
Выпишите глаголы с не, деепричастия с не.
1. Герасим шел не торопясь и не спускал Муму с веревочки. (Т.) 2. Поезд, не останавливаясь, летел в неизвестность. (С. Арутюнов.) 3. Егорушка быстро, не желая ни о чем думать, положил под голову узелок, укрылся пальто. (Ч.) 4. Метелица пошарил глазами, прислушался и, не найдя ничего подозрительного, бесшумно и быстро перемахнул через забор. (Фад.) 5. Не убив медведя, шкуры не продают. (Посл.)
У Степана, как у всех котов, были твердые привычки. Он любил по утрам обходить заросший чистотелом сад, гонять от старых яблонь воробьев, ловить желтых бабочек-капустниц и точить когти на сгнившей скамье. Но теперь приходилось обходить сад не по земле, а по высокому забору, неизвестно зачем обтянутому заржавленной колючей проволокой и к тому же та кому узкому, что временами Степан долго думал, куда поставить лапу.
Вообще в жизни Степана бывали разные неприятности. Однажды он украл и съел плотицу вместе с застрявшим в жабрах рыболовным крючком — и все сошло. Степан даже не заболел. Но никогда еще ему не приходилось унижаться из-за кривоногой собаки, похожей на крысу. Усы у Степана вздрагивали от негодования. (К. Паустовский) (109 сл.)
1. Безударные гласные в падежных окончаниях причастий.
2. Не с разными частями речи.
СЕНТЯБРЬ-ЛИСТОПАДНИК
Чудесная палитра сентябрьского леса. Пурпурные и сиреневые листья чередуются с золотом кленов и яркой зеленью нестареющей крушины. Ночи холодные, а днем солнце успевает прогреть воздух. Пестрая карусель опадающих листьев оживляет эту незабываемую пору золотой осени. Мягкий цветной ковер ложится к подножию деревьев. Но ветерок — и понеслась шуршащая поземка по колеям дорог, поплыли расписное ладьи по воздуху, по лесным речкам, ручьям.
Однако не все растения смирились с осенью. Воспользовавшись дневным теплом, вторично зацвели одуванчик и ромашка. А по закраинам болот зажгла свои желтые розочки калужница.
Полны очарования короткие дни бабьего лета, когда лучи солнца посылают свой последний привет пустующим полям. Ночью осень серебрит инеем стерню, прихватывает ледяной корочкой лужи, а на рассвете в низинах и по лесным речкам разливаются молочные туманы (А. Калецкий.) (123 сл.)
1. Безударные гласные в окончаниях причастий.
2. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Я и мир вокруг — эта проблема волнует человека. Это и естественно, ведь в мире все взаимосвязано и взаимообусловлено. Человеку природа нужна. И не потому только, что лес очищает воздух, накапливает влагу и солнечную энергию, защищает поля и реки, а без воды и воздуха жизнь вообще немыслима. Красота рощи, луга, вечернего заката, красота обыкновенною камешка, обкатанного морской волной, былинки, растущей на крутом гор ном склоне, делает людей более человечными, благородными, чуткими.
Но все ли это понимают? Мимоходом сорванный цветок, сломанная ветка, работающий на холостом ходу грузовик, загрязненные частицами олова, ртути озера и реки, скомканные целлофановые пакеты под ногами, выброшенный на траву мусор… Такой мы оставляем на земле след.
Будут ли радовать глаз цветы, петь птахи, зеленеть деревья, зависит от тебя, от меня, ото всех.
(А. Грибова) (125 сл.)
1. Н — нн в суффиксах страдательных причастий.
2. Буквы е — и в безударных окончаниях глаголов I и II спряжения.
3. Знаки препинания при однородных членах.
ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ
Ранняя осень незаметно подкралась к лесным урочищам. В чащобах повеяло холодком, пропитанным легким грибным запахом, тонким ароматом первой опавшей листвы, которой усы паны лесные дорожки.
Ранняя осень — чудесная, неповторимая пора года. В воздухе, напоенном ароматом увядающей травы, плывет серебристо-сизая паутина. Остро чувствуется: каждый песчаный взлобок, сваленный сосновыми иголочками, тонкая ветка черемухи, тронутый первой позолотой березовый лист — все обласкано, покорено нежным прощальным теплом солнца.
Каждый человек встречает осень по-своему. Меня ранней осенью всегда тянет в расцвеченный яркими красками лес. На вечерней зорьке хорошо думается. Только в лесу и можно понять, как тепло прощается родная природа с красным летом. (По В. Солдатову.) (99 сл.)
1. Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени.
2. Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени.
3. Гласные а — е перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях.
ЛЕТНИЙ ДЕНЬ
Вот вечереет летний день. Солнце уже за домом, за садом, пустой широкий двор в тени, а я лежу на его зеленой холодеющей траве, глядя в бездонное синее небо, как в чьи-то дивные и родные глаза…
Плывет и, круглясь, медленно меняет очертания, тает в этой вогнутой синей бездне высокое, высокое белое облако… Ах, какая томящая красота! Сесть бы на это облако и плыть, плыть на нем в этой жуткой высоте, в поднебесном пространстве…
Вот я за усадьбой, в поле. Только тут еще блещет низкое солнце. Вокруг меня, куда ни кинь взгляд, колосистые ржи, овсы, а в них, в густой чаще склоненных стеблей, затаенная жизнь перепелов. Сейчас они еще молчат, да и все молчит, только иногда загудит, угрюмо зажужжит запутавшийся в колосьях хлебный рыжий жучок. (По И. Бунину.) (125 сл.)
1. Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий.
2. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
3. Буквы е и в окончаниях глаголов I и II спряжения.
С ЛЮБОВЬЮ К ПРИРОДЕ
В старом парке, который начинается за оградой нашего дома, есть кленовая аллея. Прихотливо извиваясь, заснеженная аллея устремляется за город. Снегири наведываются туда каждый день, их манят зимние деревья, сплошь усыпанные легкими крылатыми семенами.
Сидят птицы на кленах важно, покойно, не спеша поклевывают золотистые семена. А до чего хороши! Грудь у снегиря алая.
Спинка голубая, а на голове черный берет. По временам птицы ныряют в снег, купаясь в нем. Потом, не торопясь, похаживают по сверкающему снегу, чертят на нем замысловатые бороздки и следы крестики.
От слова «снег» птице название дано — «снегирь». И неспроста снегири — первые вестники зимы. (По Л Баркову.) (100 сл.)
1. Раздельное написание не с деепричастиями.
2. Запятые при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах.
ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ
1. Замените выделенные слова действительными причастиями настоящего времени. Правописание суффиксов объясните.
Конвейер, который движется автоматически; туча, которая неумолимо надвигается; комната, которая освобождается сегодня; скорость, которая превышает скорость звука; ученик, который решает задачу; продукция, которая славится своим высоким качеством; почки, которые распускаются под действием весеннего тепла.
2. Со словосочетаниями составьте предложения, употребив данное причастие в винительном или творительном падеже.
Движущаяся модель, выдающаяся писательница, стелющаяся трава.
3. В предложениях замените выделенные слова причастием с не, объяснив их правописание.
Нельзя переходить речку, которая еще не замерзла. На лесной поляне лежало сено, которое еще не высохло. На середине реки, которая не покрылась льдом, плавали гуси. Весь день шел снег, который не переставал ни на минуту.
4. В предложениях замените выделенные причастия подходящими по смыслу с частицей не.
После дождя, продолжавшегося два дня, установилась хорошая погода. Ученики, отсутствующие на занятиях, получили дополнительное задание. Читатели, задержавшие книги из библиотеки, получили замечание.
5. Замените выделенные слова подходящими по смыслу прилагательными на -ованный.
Журнал, в котором есть картинки; работник, который хорошо знает свое дело; сено, уплотненное под тяжестью.
6. Замените выделенные слова деепричастиями с не.
Ласточки без умолку щебетали. Снег шел беспрестанно всю неделю. Сельчане без устали работали в попе.