Сочетание знаков препинания
1. Береза, красавица наших лесов,— любимое дерево русского народа. 2. Река, кусты, росшие по берегам,— все было скрыто туманом. 3. Н. В. Гоголь, автор поэмы «Мертвые души»,— великий русский писатель. 4. Один раз, сидя на окошке (с этой минуты я все уже твердо помню), услышал я какой-то жалобный визг в саду. (Акс.) 5. Ермолай шел смело и безостановочно (так хорошо заметил он дорогу), лишь изредка покрякивая. (Т.) 6. «Так в лесу и живете?» — еле слышно спросил Алексей мальчика. (Пол.) 7. «Мой дед землю пахал»,— с надменной гордостью отвечал Базаров. (Т.) 8. «О, друг мой, Аркадий Николаевич! — воскликнул Базаров.— Об одном прошу тебя: не говори красиво». (Т.)
О КРАСОТЕ
С того времени, как человек стал человеком, с того времени, когда он засмотрелся на красоту вечерней зари и стал всматриваться в самого себя.
Красота — это глубоко человеческое, Это радость нашей жизни.
Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко в сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту.
Остановись и ты в изумлении перед красотой — и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.
Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее. (В. Сухомлинский.) (180 сл.)
1. Правописание безударных гласных, приставок, имен существительных, прилагательных, глаголов.
2. Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, обособленных оборотах, в сложном предложении.
СТЕПЬ
В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еще прекрасна и полна жизни. Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вздыхает широкой грудью. Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается веселая, молодая трескотня, какой не бывает днем: треск, подсвистывание, царапанье, степные басы, тенора и дисканты — все мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить.
Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей то голос, и дремота опускает веки. А то, бывало, едешь мимо балочки, где есть кусты, и слышишь, как птица, которую степняки зовут сплюком, кому-то кричит: «Сплю! сплю! сплю!», а другая хохочет или заливается истерическим плачем — это сова… Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладкоприторен и нежен. (А. Чехов.) (167 сл.)
1. Правописание безударных гласных, приставок, окончаний существительных, прилагательных и глаголов, частицы не с разными частями речи.
2. Пунктуация при однородных членах, вводных словах, обособленных определениях, сравнительных оборотах, в сложном предложении
СОБОЛЬ
Дом соболя — тайга. Здесь он хозяин Округлые короткие уши чутко реагируют на каждый шорох, писк.
Очень широкие лапы, подошвы которых сплошь покрыты шерстью, позволяют легко передвигаться по хрупкому снежному насту. Зимой соболиный мех пушист, нежен и густ. И несмотря на это, соболь — мерзляк. Поэтому сильную стужу предпочитает пересидеть в теплом гнезде — дупле хвойного дерева, под колодой.
Соболь приверженец лесов кедровых. Манят его сюда обилие грызунов, до которых соболь большой охотник, и кедровые орешки. По натуре своей соболь индивидуалист, полновластный владелец собственного участка. Здесь все его: ягоды, насекомые, птицы. При необходимости соболь легко и взбирается на дерево, но охотиться предпочитает на земле, а зимой в поисках мышевидных грызунов переходит на охоту под снегом…
Еще совсем недавно соболь был на грани исчезновения. Годы настойчивого труда понадобились ученым для тою, чтобы восстановить численность драгоценного зверька, встречающегося только в нашей стране. И вот прибайкальская тайга снова стала соболиной. (В. Чащарин.) (144 сл.)
1. Правописание безударных гласных, приставок, прилагательных, глаголов, наречий.
2. Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, обособленных оборотах, в сложном предложении.
КАПЛЯ РОСЫ
В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы. Если сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит, ничего не сказать о сверкании росною утра. Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие — чисто кровавого цвета, третьи — матово светятся изнутри, четвертые — молочно-голубые, пятые — белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. Можно написать, как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розоватостью, лиловостью и белизной луговых цветов и как луговые цветы, просвеченные солнцем, кидают свои цветные тени, свою синеву или желтизну на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют их быть то синими, то желтыми. Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку слегка мохнатых, шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них, светлая и холодная, огромными округлыми упругими каплями так, что даже можно выпить и ощутить вкус травы, вкус земной живительной свежести. Можно написать, какой яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу, и как красив, осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое. Но нельзя передать на словах того состояния ДУШИ и тела, которое охватывает человека, когда он ранним утром идет по росистому цветущему лугу. Может быть, даже он не обращает внимания на такие подробности, как синяя или розовая роса, или на то, как в крохотной росинке четко виднеются еще более крохотные отраженные ромашки, выросшие по соседству, но общее состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку, и вот передать его невозможно.
Вы проснетесь позже, часов в девять, десять, когда в поля и луга нахлынет зной и все высушит и все погасит, и вы будете думать, что таким всегда и бывает окружающий вас мир, не подозревая о том, что еще три-четыре часа назад он был настолько другим, насколько, например, цветущий куст сирени или вишенья отличается от нецветущего. Ведь тому, кто никогда не видел цветения вишневого сада, невозможно, глядя на голые кусты, вообразить, как бывает в цветущем вишневом саду. (В. Солоухин.) (194 сл.)
1. Правописание предлогов, окончаний прилагательных, глаголов, существительных, числительных, правописание причастий, сложных слов, приставок.
2. Пунктуация при однородных членах, обособленных членах, в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.