Гласные в суффиксах -ова-(-ева-) и -ыва- (-ива-)
Сопутствовать, арестовывать, чествовать, участвовать, предчувствовать, отсутствовать, атаковать, заведовать, обследовать, негодовать, горевать, воевать, настаивать, рассеивать, подтаивать, бушевать, тушевать, ночевать, кочевать, корчевать, потчевать, танцевать, перелицевать, кольцевать, гарцевать.
Угадывать, разбрасывать, воспитывать, перечитывать, посвистывать, подбрасывать, развязывать, приплясывать, усиливать, увеличивать, суживать, постукивать, разгуливать, заканчивать, отсрочивать, приурочивать, рассредоточивать, упрочивать, подытоживать.
I. 1. На улице царствовала чуткая Тишина. (В. Кур.) 2. Мы ночевали вблизи болота, и я не сомкнул глаз, прислушиваясь к лесным таинственным звукам (С.-М.) 3. Сентябрь холодный бушел, с деревьев ржавый лист валился. (Тютч.) 4. Граф танцевал хорошо и знал это. (Л. Т.)
II. 1. Лодка резала носом воду, у бортов шум волны мерно откатывались к берегу, набегали на песок. (Прилеж.) 2. Людям по силам хранить, отстаивать, развивать красоту человеческих отношений. 3. Вагоны шли привычной линией, подрагивали и скрипели. (А. Блок.) 4. Терентий шагал быстро, молчаливо, только инструменты позванивали в его сумке. (Кат.) 5. Лошади по брюхо проваливались в грязь, их развьючивали и вытаскивали веревками. (Алд.-Сем.) 6. Бугорки земли на винограднике были чуть присыпаны снежком, который уже начинал подтаивать с солнечной стороны. 7. Ветер развеивал семена трав. 8. Ученики аккуратно подклеивали страницы книг.
ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ
Выпишите глаголы в две колонки: 1) с суффиксом -ова- (-ева-); 2) с суффиксом -ыва- (-ива-).
1. Левинсон решил заночевать в тайге. (Фад.) 2. Ночью поднялся сильный ветер, и море разбушевалось. (Арс.) 3. Почти вся земля в Якутске промерзла и только летом оттаивает не более чем на метр. (Б. Истомин.) 4. …Всякий Ларчиком прекрасным любовался (Кр.) 5. Гусар отмалчивался и все хмурился. (С.-М.) 6. С поля боя выносили раненых, а Зина обеспечивала связь, тащила за собой катушки и аппарат, шла со взрослыми связистами вперед, в новые траншей. (Л. Кондрашова.)
СЛОВАРИ
Словари называют нашими друзьями и помощниками. Они не только помогают правильно писать слова, определять их значения, объяснять происхождение слов, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из разных областей науки, техники, искусства и литературы, развивают нашу культуру речи, знакомят с культурой народа. Словари доставляют огромную радость тем, кто ими пользуется, читает их.
Со словарями работают ученые, писатели, журналисты, преподаватели, студенты. Словари и справочники помогают людям расширять свои знания, повышать языковую культуру. И вы, ребята, чаще обращайтесь к словарям. И они станут вашими настоящими друзьями и помощниками. (По В. Сергееву.) (87 сл.)
1. Буквы е — и в окончаниях глаголов I и II спряжения.
2. Безударные проверяемые гласные в корне слова.
3. Буквы з — с на конце приставок.
Любовь к книге прививается с детства. В доме должны быть книги — они освещают жилище. Книге предназначено быть спутником человека. Книжный шкаф в комнате не просто собрание книг, пусть даже отлично изданных, это то, чем живешь, что учит и ведет за собой. Ведь даже в гости приглашаешь именно тех, с кем испытываешь потребность общения.
Книги, как и друзей, надо избирать глубоко, по душевной склонности, памятуя, что именно книге свойственно особое постоянство: любимая книга не изменит и вернется именно в ту минуту, когда человек особенно нуждается в поддержке. (В. Лидин.) (86 сл.)
1. -Тся и -ться в глаголах.
2. Мягкий знак после шипящих у глаголов во 2-м лице единственного числа.
ВОЛОСАТОЕ ДЕРЕВО
Деревья бывают толстые, тонкие, высокие, низкие, прямые, кривые. А в горах можно увидеть дерево… волосатое. Увидишь и глазам не веришь. А подойдешь, пощупаешь, так и есть, мохнатое. Ствол снизу звериной шерстью оброс!
Стоишь и гладишь мохнатое дерево, как собаку. Мягонькое, пушистое.
Если спрятаться у такого мохнатого дерева, то можно тайну его разгадать. Спустится со скалы дикая коза, подойдет к дереву и начнет тереться! Линяет она весной, вот шерсть зимнюю клочьями о кору и счесывает. Одна коза почешется, другая потрется, третья поскребется, вот дерево шерстью и обрастает. Стоит волосатое дерево всем на удивление (Н. Сладкое.) (94 сл.)
1. Мягкий знак после шипящих у глаголов во 2-м лице единственного числа.
2. -Тея и -ться в глаголах.
3. Безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных.
ПЕТУШКИ
Петушки распетушились,
Можно перышек лишиться,
Но подраться не решились,
Если перышек лишиться,
Если очень петушиться,
Нечем будет петушиться.
(В. Берестов.)
Много вредных насекомых переловят скворцы за лето для себя и для своих скворчат. Потому и стараются люди принимать скворцов поближе к садам и огородам. Потому и развешивают для них скворечники. Добро пожаловать, дорогие гости! Полезная птица скворец, а уж какая занятная!.. Послушайте как-нибудь, как он, сидя на ветке около домика, песенки распевает. То засвистит, затрещит, а то вдруг лягушкой заквакает, или, как курица, закудахчет, или начнет скрипеть.
Слушаешь и дивишься: какие только звуки в его песенке не встречаются! Что услышит скворец, что запомнит, то и старается повторить. (А. Скребицкий.) (88 сл.)
1, Буквы е и в окончаниях глаголов I и II спряжения.
2. Безударные проверяемые гласное ь корне
О ЯЗЫКЕ
Как правильно ехай, едь или езжай? С раннего детства мы знаем, что русский язык очень богат, гибок, способен выразить весь необходимый смысл, причем выразить метко, образно. И все же иногда выясняется, что всего многообразия и гибкости языка вдруг не хватает на образование той или иной формы слова. В самом деле, мы не употребляем в повелительном наклонении такие распространенные глаголы, как видеть, слышать, хотеть. И уж совсем обидно за глагол ехать. Ведь он так часто нам нужен. «Ехай сам». «Езжай налево». «Едь поскорее». Все это неправильные употребления. А единственная возможность выразить свою волю — это форма поезжай. (По Е. Гавриловой.) (97 сл.)
1. Буквы е — и в окончаниях глаголов I и II спряжения.
2. Слитное и раздельное написание не с прилагательными.
Соседи уехали утром купаться
И пса захватили: пускай порезвится.
А кошку оставили. Что с ней возиться?
Подумаешь, тоже мне важная птица!
О чем-то мурлычет соседская кошка.
Налью молока — отвернется от блюдца
И долго глядит, не мигая, в окошко:
Не видно ль хозяев? А вдруг не вернутся?
(В. Левин.)
ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ
1. В предложениях замените выделенные слова синонимами — глаголами с не.
Я отсутствовал на заседании кружка. Дождь шел всю ночь. Сосед долго искал потерянный ножик. Мой товарищ опоздал к началу спектакля. Этот ученик отстает по математике.
2. Составьте словосочетания со следующими словами.
Не спится, не сидится, не хочется, не думается. Недоглядеть — не доглядеть, недоедать — не доедать.
3. В предложения вставьте подходящие по смыслу глаголы с безударными окончаниями. Объясните их правописание.
1. Солнце греет, а луна только … . 2. Картофель копают, а клевер … . 3. Капусту сажают, а рожь … . 4. Печи кладут, а крыши … . 6. В хорошую погоду дым из трубы поднимается высоко кверху, а в плохую погоду низко … . 6. Дождь вымочит, а солнышко … . 7. При решении этой задачи сначала вычтем, а потом … . 8. Если кто то и заболеет, то непременно … .
4. Указанные глаголы замените глаголами антонимами с безударными личными окончаниями.
Любит, смеется, зажжет, забудет, сбережет, теряет.
5. К существительным подберите глаголы с безударными личными окончаниями в 3-м лице единственного числа, характеризующие профессию.
Чертежник, врач, поэт, художник, косарь, рыбак.
6. В предложениях замените глаголы прошедшего времени глаголами настоящего времени.
Весна, веяло теплом. Сильнее грело солнце. Днем таяло. Слышалось журчание ручейков. С крыш капало. Дышалось легко.
7. Перестройте предложения, заменив множественное число единственным.
Вы замерзнете, если выйдете сегодня без пальто. Когда ляжете спать, то откроете форточку. Если срочно вышлете письмо, то быстро получите ответ.
8. В предложениях замените глаголы подходящими по смыслу глаголами в повелительном наклонении с мягким знаком
Присаживайтесь на диван. Заранее подумайте о билете. Берегите время. Не испачкайтесь. Приобретите спецодежду. Наведите справку. Сделайте отметку.
9. Замените словосочетания глаголами с суффиксами -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-).
Отдавать приказание, отдавать команду, давать совет, подводить итог, подвергать критике, подвергать риску, налагать штраф, выражать сочувствие, вести разговор.
10. Подберите глаголы с суффиксами -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-) и вставьте их в предложения.
Надо чаще (проветривать) помещение. Два часа я (прогуливался) на улице. Кучер (поторапливал) кнутом лошадей. На уроки нельзя (опаздывать). На поляне (выкорчевывали) пни.
СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ
БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ
Свежий снег со следами зверей примято называть белой книгой. Издается она один раз в году, когда на первой пороше первые звери отпечатают строчки своих следов.
Новый снегопад — новая страница. Новые рассказы о лесных делах пишут на ней лесные жители. Тут и мирные встречи, и любовь, и кровавые драмы.
Нет снегопада. А каждый зверь все пишет, да так много, что потом не распутаешь. И всякий норовит поперек чужой строчки написать свое. Кто с утра до вечера, кто с вечера до утра.
Никто не скроется от внимательного глаза до весны, пока не растают страницы белой книги. (По Д. Житеневу.) (96 сл.)
1. Буквы е — и в окончаниях глаголов I и И спряжения.
2. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.