Буквы о — а в корнях -гор- — -гар-
Загорать, загорелый, сгорать, сгорание, догорать, горелки, загар, нагар, угар, гарь.
I. 1. Сегодня все звезды так пышно огнем голубым разгорались. (А. Фет.) 2. В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть. (Ес.) 3 Облако спряталось, загорелые холмы нахмурились, воздух покорно застыл (Ч.) 4. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. (Пауст.) 5. Маше вздумалось играть в горелки. (Т.)
II. 1. Отец осторожно снял нагар со свечи. 2. Ребята хорошо отдохнули в лагере: их лица, руки, плечи блестели от загара. 3. В лесу запахло гарью.
III. Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули. Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь…
Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.
У нас на стоянке горел костер. Мы жгли его весь день и ночь напролет, чтобы отгонять волков,— они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоил дым костра и веселые человеческие крики. (К. Паустовский.) (103 сл.)
1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
2. Чередующиеся гласные в корне.
IV. Цыпленок в цирке выступал, играл он на цимбалах, на мотоцикле разъезжал, и цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал морковь и огурцы. И только одного не знал, где и, а где же ы. (Из детской передачи «Радионяня».) (34 сл.)
1. Буквы ы — и после ц
2. Знаки препинания между однородными членами.
НА БОЛОТЕ
Все лето бродят по лесным диким трущобам медведи. То полакомятся вкусными ягодами, то у диких пчел отведают сладкого медку, то разроют муравьиную кучу. Трудно охотнику летом выследить медведей. Боятся медведи человечьего духа, чуют человечьи следы. (По И. Соколову-Микитову.) (37 сл.)
1. Безударные проверяемые гласные в корне слова.
2. Буквы е — о после шипящих в корне слова.
3. Разделительный ь.
БЕЛКИ
Много забот летом у белок. Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. В голодные годы в лесу бывает мало орехов и шишек. Тогда белки пускаются в далекие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают поля, забегают в селения и города. Никому в лесу не делают вреда миролюбивые веселые белки. С вершины на вершину друг за дружбой гоняются они по деревьям. Весело, радостно играют у старой сосны проказницы белки. (По И. Соколову-Микитову.) (77 сл.)
1. Безударные проверяемые гласные в корне слова.
2. Буквы и, у, а после шипящих.
3. Непроизносимые согласные в корне слова.
ПАПИРУС
Папирус изготовляли в Египте много сотен лет назад, когда еще не умели делать бумагу. Его приготовляли из водяных растений, растущих густыми зарослями по берегам Нила.
Трехгранные стебли этого растения расщеплялись острым ножом на длинные волокна. Эти волокна расстилали рядами. На них накладывали тяжелые камни. Из волокон выделялся клей, который соединял их в плотные шероховатые листы. Эти листы затем выглаживали раковинами и склеивали в длинные трубки — готовые листы — папирусы…
Теперь папирус перестали выделывать: он очень дорог. Папирус вытеснила более дешевая бумага. Зато папирус был очень прочен. Бумага, на которой напечатана эта книжка, истлеет и рассыплется лет через триста. А папирус сохраняется без вреда в сухом месте тысячи лет. (С. Лурье.) (108 сл.)
1. Буквы а — о в корнях –раст- — -рос-.
2. Безударные проверяемые гласные в корне слова.
3. Проверяемые согласные в корне слова.
ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ
1. Подберите существительные, противоположные по смыслу.
Отвердение (размягчение), повышение (понижение), удешевление (подорожание), потепление (похолодание), замедление (ускорение).
2. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне, укажите эти гласные.
1. Мы… на отдых на опушке леса (расположились). 2. Грязными руками нельзя… к пище (прикасаться). 3. Любимое занятие моей подруги — … в лесу грибы и ягоды (собирать).
3. Замените сочетания слов подходящими по смыслу словами с чередующимися гласными.
Высказывать предположение, проводить занятия, заканчивать уборку.
4. Перестройте предложения так, чтобы слова с ц имели на конце ы или и.
Матч выигран санктпетербуржцами. Победа была одержана панфиловцами. Укрепления построены бойцами. Синицами были съедены все хлебные крошки.
5. Замените прилагательные существительными в родительном падеже.
Уличное движение, столичный житель, куриный бульон, овечья шерсть.
6. Составьте словосочетания, употребив слова в родительном, дательном, предложном падежах.
Страница, гостиница, лиственница, ровесница, сверстница, ученица.
так себе
класно