Проверяемые безударные гласные
Правописание корневых безударных гласных проверяется ударением: в безударном слоге пишется та же буква, что и в ударяемом слоге однокоренного слова (для проверки правописания безударного гласного следует изменись слово так, чтобы он оказался ударяемым).
Например: волы (вол)— валы (вал), разрежать (редкий) — разряжать (заряд), спешишь (спешка) — спишите (пишет).
Примечание.
Правописание корневого безударного гласного глаголов совершенного вида нельзя проверять при помощи соответствующего глагола несовершенного вида с суффиксами -ыватъ, -иватъ. Ср.: выпросить (просить, но выпрашивать), отломить (отломит, но отламывать).
Упражнение 11. Объясните написание выделенных гласных.
Висеть, воплощение, долина, заплатить, колун, ночевать, обогащать, объединять, поглощать, познавать, пренебрежительно, подрожать, сплотить, укорять, укрощение.
Упражнение 12. Перепищите, вставляя пропущенные буквы. Рядом с каждым словом напишите проверочное, поставив ударение.
а) Зап…вать песню,зап…вать таблетки; обв…вать ветром, обв,..вать шпагатом; отв….рить дверь, отв…рить макароны; посв…тить рассказ сыну, посв…тить карманным фонариком; прив…дение примера, приведение старого замка; прим…рять костюм, прим…рять врагов; ум…лять заслуги, ум…лять о помощи.
б) Приятно пол…екать дитя или собаку, но всего необходимее пол…екать рот. (Прутк.)
Упражнение 13. Составьте и запишите предложения с приведенными ниже словами, подчеркнув в них проверяемые безударные гласные.
Залезать — зализать, наколоть — накалять, обижать — обежать, оземь — озимь, примерять — примирять, поседеть — посидеть, пристяжной — пристежной, прожевать — проживать, развеваться — развиваться.
Упражнение 14. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Чтобы з…мой не продувало, делают завал…нки. Отступив пол-аршина от ст…ны, вбивают р…дком колья; перепл…тают их кое-где хворостом. Пространство между пл…тнем и ст…ною ос.нью завал…вают сухим листом. (Крут.) Спросил несколько ребят — хор…шо отв…чают, т…лково. А когда ребята хор…шо отв…чают, у меня всегда отличное настр…ение. Дай, думаю, Каурова нап…следок растереблю! Вызову к д…ске, задачку или вопросик ему… Поглядел, с…дит Ванчо, уткнувшись в парту, читает. Д…вно не стриженные вол…сы, начинающиеся сразу же от бр…вей, высятся к…пной, отчего гол…ва его, и без того б…льшая, кажется огромной. Уши Ванчо зажал ладонями — это чтобы не слышать, о чем мы г…в…рим на уроке, чтобы мы не м…шали ему … Не сп…ша, переговариваясь с учеником, отвечавшим у д…ски, я прошел в к…нец класса к парте, где с…дел Ванчо. Мне х…телось погл…деть, чем он увлечен? (Крут.) 3. До самого декабря с неба на закостеневшую землю сыпались только редкие сн…жинки. Утрами земля, крыши домов и лес были покрыты тоненьким слоем нев…сомого пуха. В…терок сдувал его с крыш, с в…твей д…ревьев, г…нял этот пух вдоль улиц, заб…вал им мерзлые неглубокие колеи, высокий полыныик вдоль улиц, нам…тал сугробики у пл…тней. Но едва вст…вало солнце, насыпавшийся за ночь снег все же растаивал, улицы деревни становились осклизлыми и липкими, точно их залили яичным б…лком. (Иван.) 4. Каждое утро почти до замор…зков я купалась в озере вместе с Лешкой. Решили для начала, что и Светка будет купаться с нами. Она р…вела и вырывалась, но мы раздели ее и на руках внесли в воду. На следующий день у нее были кашель и насм…рк, но маме она ничего не ск…зала. Мы с Лешкой переждали три дня и снова выкупали ее: ничего, обошлось. Потом мы решили вместе отправляться в школу и из школы б…гом. Задыхавшуюся до синевы Светку т…нули за руки. Из-за всех этих «тр…нировок» она стала хуже учиться и х…дила сонная как муха. Зимой мы также настойчиво заставляли ее к…таться с нами на лыжах и на к…ньках, и примерно через год Светка преобразилась: перестала б…леть, сделалась шумной, в…селой, бойкой.(Дем.)
ну как раз то что искал
спс очень помогли